Методический семинар для ведущих балинтовских групп “Balint Leadership Intensive” (Хельсинки, сентябрь 2018)

28 – 30 сентября 2018 года в Хельсинки состоялся очередной методический семинар для ведущих балинтовских групп “Balint Leadership Intensive”, который традиционно, с интервалом в 2 года проводит МБФ и Task Force (международная группа экспертов и опытных ведущих, признанных в мировой балинтовской практике). В нем приняли участие более 70 ведущих балинтовских групп из разных стран мира, включая многие европейские страны, США, Израиль, Австралию, Бразилию.

В этом году  девизом и основной темой этого семинара стали «Мосты и границы балинтовской группы». Обсуждение этого важного вопроса, точнее, множества тесно связанных между собой вопросов, привлекающих внимание ведущих балинтовских групп во всем мире, происходило на пленарном заседании, посвященном теоретическим аспектам формирования «границ» группы (в их самом широком толковании, и буквальном, и символическом), и в процессе работы балинтовских групп со сменными ведущими в течение этих дней (поскольку этот семинар изначально предполагает тренинг и супервизию работы ведущих), и в ходе оживленных обсуждений и дискуссий с коллегами, со многими из которых мы стали друзьями, в «кулуарах». Эта часть семинара во многом была едва ли не самой насыщенной, информативной и полезной в нем.

Среди наиболее важных тем, обсуждавшихся на семинаре, была необходимость достаточно четкого определения и уверенного практического поддержания границ балинтовской группы и технологии ее проведения, поскольку именно это предопределяет эффективность работы группы и безопасность ее внутреннего климата в самочувствии участников. Неопределенность этих границ, достигающая нередко степени их размытости, отражается на работе балинтовской группы самым негативным образом. Нередко такая неопределенность трактуется многими ведущими как гибкость и свобода в выборе самостоятельного стиля ведения группы и это вызывает закономерную озабоченность многих экспертов, являются ли такие технологии все еще в границах балинтовской группы и позволяют ли они достаточно точно фокусироваться на анализе коммуникации врач – пациент, который является основной задачей балинтовской группы.

«Нам следует определить, как далеко можно заходить, пока не станет слишком далеко» («We need to know how far is too far») – этот вопрос является сегодня одним из самых сложных в обсуждении баланса гибкости в технологии ведения группы и четкости в определении и соблюдении ее границ. К важнейшим задачам ведущего сегодня относят не столько необходимость соблюдать все правила работы группы, сколько прояснять для группы их смысл и целесообразность, умение гибко реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе работы группы. Вместе с тем, как отмечалось многими участниками, включение в технологию работы балинтовских групп все новых элементов и техник, например, скульптуры, психодрамы, арт-терапевтических приемов, по образному выражению A. Elder (Великобритания), «… стремительно вываливает нас за границу общепринятой традиционной технологии и перемещает в новое пространство со многими сложными последствиями для групповой работы».

Активно обсуждались на этом семинаре границы использования технологии “pushback” (движения за круг) – ее необходимости, целесообразности, свободе в использовании, различных и вполне очевидных плюсах и минусах, должно ли это быть обязательной частью схемы ведения балинтовской группы или можно предоставить это как право самим участникам решать, использовать ли это, при каких условиях и в какой момент обсуждения представленного в группе кейса.

Много внимания было уделено вопросам к референту в процессе обсуждения кейса (являются ли вопросы обязательным элементом работы группы, можно ли их задавать в свободном режиме и в любое время и т.д.), способам формулировки запроса к группе (насколько четко он должен быть сформулирован, не является ли он скрытым ожиданием и т.д.), вопросу способов выбора кейса в начале сессии (как это решается и как связано с границами балинтовской группы?), проблеме обратной связи в завершение обсуждения (особенно, если она негативная), нужна ли она вообще и как она трактуется ведущим и группой.

Что является фокусом внимания ведущего – сам кейс? чувства референта? чувства участников? параллельный процесс? Имеют ли значение его собственные чувства?

Кто может быть участником группы, насколько свободной для посещения может быть балинтовская группа или ведущему нужно настойчиво следовать правилу обязательности присутствия всех участников – еще один вопрос, связанный с границами группы.

Какова рекомендуемая продолжительность обсуждения одного кейса? Как регулируется сеттинг группы?

Как поддерживается правило конфиденциальности и тем самым – безопасности в группе?

Эти и многие другие вопросы были в фокусе активного обсуждения и проработки в работе групп на этом методическом семинаре

В супервизии ведения много внимания уделялось анализу этих вопросов, в частности, параллельного процесса в работе группы, а также использованию аналитических техник и метафор как потенциальных мостов в бессознательное, несущих одновременно определенные риски в групповой дискуссии и поэтому нуждающихся в согласованном толковании.

Полученный в этом семинаре опыт оказался очень полезным и внедряется нашей Балинтовской Ассоциацией в методическую подготовку ведущих балинтовских групп, отвечающих критериям, установленным Международной Балинтовской Федерацией.

В.Винокурпрофессор кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. Мечникова, президент Балинтовской Ассоциации (Россия), член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации