Балинтовская конференция (Санкт-Петербург, декабрь-2010)

Санкт-Петербургское Балинтовское общество и кафедра медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования в декабре 2010 года провели традиционную  российскую конференцию, которая в этом году называлась «Балинтовские группы – принципы, возможности, ограничения», в которой приняли участие психиатры, психотерапевты и клинические психологи из Санкт-Петербурга и многих других российских регионов.

В пленарной части ее программы были представлены доклады:

Проф. В.А. Винокур. «Балинтовские группы — безграничные возможности и отдельные ограничения»
А.А. Чечик. «История супервизии и балинтовских групп»
Доц. Н.В. Андрущенко. «Росийские и зарубежные балинтовские группы — опыт участника и ведущего»
Доц. Л.И. Гущина, доц. Е.А.Марковская «Балинтовская группа как фактор безопасности и развития образовательной среды».

Суммируя разные ресурсы и возможности балинтовской группы, можно отметить, что она дает ее участникам:

  • обеспечивает ее участникам возможность (среду, пространство) для более глубокого и осознанного анализа врачами своей работы и ее коммуникативных аспектов;
  • пробуждают у врача интерес и внимание к пациентам, которые до этого представлялись ему во всех смыслах «трудными», надоедливыми, раздражающими, досаждающими, вызывающими тревогу и беспокойство. В работах самого М. Балинта и его коллег по этому поводу часто употребляется выражение “upsetting patient” – пациент, в эмоциональном отношении «опрокидывающий» врача и контактов с которым хочется всячески избегать. Группа помогает врачу работать с такими пациентами значительно успешнее;
  • обеспечивает выход («сток») для тревоги и других фрустрирующих чувств, возникающих у врача в процессе работы;
  • открывает в мышлении врача новые аспекты и подходы, стимулирующие новое понимание пациента и более успешный терапевтический процесс;
  • обеспечивает врачу эмоциональную поддержку и связанное с этим улучшение коммуникации с пациентами и другими профессионалами;
  • положительно влияет на то, как сами пациенты воспринимают проводимую терапию и взаимодействие с врачом;
  • повышает у врача его профессиональную самооценку и степень удовлетворенности своей работой, тем самым способствуя предупреждению профессионального «выгорания».

Это успешно отвечает той задаче, которую, по мнению М.Балинта, должен ставить перед собой каждый врач: «Он должен открыть в самом себе способность выслушивать у своих больных то, что им  вряд ли всегда удается выразить словами, и поэтому он должен начинать с того, чтобы послушать такую речь у себя самого». В докладах отмечалось, что многолетний мировой опыт и анализ работы балинтовских групп показывает, что они позволяют успешно реализовать задачу, связанную с необходимостью превратить непрерывное профессиональное образование врачей-психотерапевтов психологов, в котором инициатором, исполнителем и проводником обучения является преподаватель, наставник, супервизор при нередко очевидной пассивности самого слушателя, в непрерывное профессиональное развитие, в котором основное «действующее лицо и исполнитель» – сам врач/психолог. Это соответствует общемировой тенденции в подготовке и профессиональном усовершенствовании специалистов, работающих в здравоохранении и других помогающих профессиях. В системе подготовки врачей в европейских странах уже много лет акцент делается на изучении различных аспектов коммуникации с пациентами, компетентность в которой рассматривается как один из важнейших показателей профессионализма врачей. Проведенный опрос 1593 британских врачей показал, что самым важным в процессе обучения ими признано освоение навыков конструктивного, прежде всего — эмпатийного взаимодействия с пациентами (P.Shoenberg, 2005). Во многих странах балинтовские группы стали активно использоваться в учебном процессе на различных этапах последипломного обучения психотерапевтов. Например, в США, Великобритании, Германии и многих других странах балинтовские группы являются обязательной частью их подготовки в резидентуре (аналог клинической ординатуры в России). Одним из главных достоинств в работе этих групп можно отметить то, что в них очень успешно осуществляется идея Чарльза Уорнера: «…одно из прекраснейших свойств нашей жизни – в том, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом самому себе».

На конференции были также  проведены демонстрационные балинтовские группы, позволившие участникам конференции увидеть различные стилистические особенности ведения этих групп разными ведущими и получить собственный опыт супервизии клинических случаев из своей практики психотерапии и психологического консультирования.

Проф. В.А.Винокур,
президент СПб Балинтовского общества